Сухой

ОАО Компания Сухой

Открытое акционерное общество «Компания Сухой», ранее главное управление полётов «АВПК Сухой» — известная русская компания, которая занимается производством, разработкой, обучением лётного экипажа, маркетингом, гарантийным обслуживанием, включая поставку оборудования и запасных частей для военных и гражданских самолетов типа «Бе» и «Су» . Полное название — Открытое акционерное общество «Авиационная компания Сухой» (в прошлом завод № 51). Объединение носит имя зачинателя советской сверхзвуковой и реактивной авиации авиаконструктора Сухого Павла Осиповича.

Прочитать про ранний этап становления компании

Руководство и собственники

89,6 процентами акций компании владеет открытое акционерное общество «Объединённая авиастроительная корпорация». 10,4 процента – Росимуществу.

С 30 июня 2011 года генеральным директором концерна является Озар Игорь.

Состав концерна Сухой

Основной компанией концерна является открытое акционерное общество «Компания Сухой», которой принадлежат:

  • 50 процентов + 23 акции открытого акционерного общества «ОКБ Сухой» ;
  • 75,23 процента открытого акционерного общества «КнААПО имени Гагарина Ю. А.» расположенного в городе Комсомольск-на-Амуре;
  • 78,32 процента открытого акционерного общества НАПО имени Чкалова, расположенного в городе Новосибирск;
  • 71,99процента закрытого акционерного общества «Гражданские самолеты Сухого»
  • 9,97 процента открытого акционерного общества «Корпорация „Иркут“», расположенного в городе Иркутск;
  • 30,39 процента открытого акционерного общества «ТАНТК имени. Бериева Г. М», расположенного в городе Таганрог.

Деятельность концерна

Концерн является самым крупным авиационным российским холдингом. В состав концерна входят серийные самолётостроительные заводы и конструкторские бюро, что обеспечивает прохождение полного цикла авиастроительных работ — от разработки до изготовления и гарантийного обслуживания продукции авиации. Основными целями компании являются увеличение процента своей продукции на внешнем и внутреннем рынках гражданской и военной авиации благодаря перспективным разработкам и диверсификации собственной продукции, обеспечение военно-воздушных сил Российской Федерации современной техникой авиации.

Продукция концерна, военные самолёты типа «Су», составляют основание прифронтовой авиации России и стратегической авиации многих других стран мира. Пару фигур высшего пилотажа, как например: «Хук»,«Кобра Пугачёва», «Кульбит» впервые были выполнены на самолетах типа «Су».

Концерн занимает трете место в мире по росту производства современных истребителей (по данным на 2006 год). Компанией в настоящее время проводятся перспективные программы в отношении, как гражданского, так и военного авиастроения. В сфере гражданского авиастроения проводится программа строительства целого класса русских региональных самолетов Сухой Суперджет 100.

Техника типа «Су» взята на вооружение в тридцати странах мира. Военные самолеты марки «Су» поставлялись в Индию, Азербайджан, Ирак, Чехию, Польшу, Словакию, Венгрию, Китай, Сирию, КНДР, Вьетнам, Германию, Йемен, Алжир, Ливию, Афганистан, Египет, Перу, Иран, Эфиопию, Анголу. Всего доставлено большее 2 тысяч военных самолетов «Су»в зарубежные страны по экспортным контрактам . На сегодняшний день самыми обширными региональными рынками для военных самолетов «Сухого» являются Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии.

На середину 2008 года основными перспективными проектами компании являются:

  • изготовление Су-35БМ (истребителя четвертого поколения);
  • изготовление Су-34 (фронтового бомбардировщика) ;
  • изготовление ПАК ФА (истребителя пятого поколения);
  • изготовление Сухой Суперджет 100 (ближнемагистрального гражданского авиалайнера).

Санкции Государственного департамента Соединенных Штатов Америки

В августе 2006 года Государственный департамент Соединенных Штатов Америки применил санкции к российским государственным компаниям «Сухой» и «Рособоронэкспорт» . Их обвинили в нарушении законодательства «О нераспространении в отношении Ирана», датируемого 2000 годом, согласно которому сотрудничество с Ираном запрещается в области продажи им оружия массового уничтожения. Данными санкциями американским государственным органам запрещается продавать или покупать какие-нибудь товары, оказывать или пользоваться услугами этих компаний. «Рособоронэкспорт» в конце июля 2006 подписал контракт на улучшение тридцати Су-24 (фронтовых бомбардировщиков) военно-воздушных сил Ирана, которые в теории способны быть носителями стратегического атомного оружия. Компания «Сухой» намерена и в дальнейшем, несмотря на санкции со стороны правительства Соединенных Штатов Америки выполнять условия контракта.

Численные показатели работы предприятия

Общая численность работников— свыше 31 тысячи человек. В 2008 году выручка компании составила 38,77 миллиардов рублей. По сравнению с данными 2007 года — 33,574 миллиардов рублей это означает 5,5 процентный рост выручки компании. В 2008 году чистый убыток составил 1,585 миллиардов рублей, а в 2007 году чистая прибыль составила 3,125 миллиардов рублей.

Компания «Сухой» в период с 2008 по 2013 год занимает лидирующее в мире место по количеству заказанных самолётов и по экспорту современных истребителей (280 экземпляров). Компания в этом периоде в денежном выражении заняло третье место с цифрой в 12,73 миллиардов долларов., уступая лишь «Локхид Мартин» (15,65 миллиардов долларов) и корпорации «Боинг» (13,3 миллиардов долларов).

«Сухой» занимает в денежном выражении 15,2 процента и в количественном выражении 19,9 процента экспорта в мире многофункциональных современных истребителей с 2012 по 2015 год. В 2012-2015 годах планируется экспортировать 109 только сошедших с конвейера истребителей «Су» на общую сумму 5,45 миллиардов долларов. Компания «Сухой» в денежном выражении заняло третье место, уступив «Локхид Мартин» (9,13 миллиардов долларов) и объединению «Еврофайтер» (15,91 миллиардов долларов).

Читайте также:  Першит в горле и кашель: причины, чем и как лечить

120 лет назад родился авиаконструктор Павел Осипович Сухой

Павел Осипович Сухой — выдающийся советский авиаконструктор, один из основателей отечественной школы реактивной и сверхзвуковой авиации. Являлся дважды Героем Социалистического Труда (1957 и 1965 годы), лауреатом Сталинской (1943 год), Ленинской (1968 год) и Государственной премий (1975 год), а также лауреатом премии №1 имени Туполева (1975 год, посмертно). Под руководством данного авиаконструктора было разработано более 50 конструкций самолетов. За свою жизнь Павел Осипович Сухой сумел создать в своем ОКБ настоящую школу проектирования различной авиационной техники, отличающуюся новаторским духом, нестандартным подходом к решению технических задач и смелостью инженерных решений. 22 июля 2015 года авиационная общественность отмечает 120-летие со дня рождения легендарного конструктора.

Сухой Павел Осипович родился 22 июля 1895 года в селе, а теперь уже городе Глубокое Витебской области в Белоруссии в семье учителя народной школы Осипа Андреевича и Елизаветы Яковлевны Сухих. По национальности белорус. В семье Сухих было шестеро детей: 5 девочек и один мальчик — Павел. В 1900 году отцу будущего авиаконструктора предложили возглавить школу для детей железнодорожников в Гомеле, и семья перебралась в город. В 1905 году Павел Сухой поступил в Гомельскую мужскую гимназию, которую окончил в июне 1914 года с серебряной медалью, имея оценки «отлично» по десяти предметам и оценки «хорошо» по немецкому языку и латыни. Особенно были отмечены его успехи в математике и физике.

Стоит отметить, что будущий авиаконструктор с удивительным упорством добивался лучшего образования из возможных. В 1914 году он поступает в Московский университет на математический факультет. А через год в Императорское Высшее техническое училище (будущее МВТУ им. Баумана). На тот момент это был единственный вуз в Российской империи, в котором изучались технические и теоретические проблемы воздухоплавания. Здесь он стал членом кружка воздухоплавания, руководил которым профессор Николай Жуковский. Уже тогда Павел Сухой прекрасно понимал, чем он хотел бы заниматься в своей жизни. Позднее, рассказывая своей дочери Ирине о своем отрочестве, Павел Сухой отмечал, что наиболее сильным впечатлением его детских лет стали показательные полеты над Гомелем аэроплана, которым управлял русский авиатор Сергей Уточкин. Данные полеты проводились в рамках публичных гастролей пилота по городам Российской империи.

В 1916 году Сухого призвали в армию. После завершения Школы прапорщиков в 1917 году он был отослан на Западный фронт в действующую армию, где служил в пулеметной роте, приняв участие в Первой мировой войне. После октябрьской революции 1917 года фронт окончательно развалился, а Павел Сухой был демобилизован и вернулся к себе в родной Гомель, где какое-то время трудился учителем математики. Летом 1921 года он принимает решение вернуться назад в Россию и продолжить свое обучение. Осенью 1921 года Сухой снова посещает знакомые ему аудитории Технического училища в Москве. В 1923 году в столицу приезжает Софья Феликсовна, чтобы помочь овдовевшей сестре с маленькими детьми. Павел и Софья случайно встретились на московских улицах. Павел Сухой сделал своей землячке предложение стать его женой, на что та ответила согласием. 29 апреля 1925 года у пары родилась дочь Ирина, а позднее в 1932 году сын Дмитрий.

В 1925 году учеба для Павла Сухого подошла к концу. При этом Андрей Туполев уже тогда разглядел в Павле талант авиационного конструктора, поэтому пригласил молодого инженера на работу в АГОС (Авиация. Гидроавиация. Опытное строительство) — конструкторский отдел Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) в Москве. Будущий авиаконструктор согласился на данную работу и был направлен в Конструкторскую бригаду А. Н. Путилова на должность инженера-конструктора.

Полученное конструктором образование помогало ему свободно читать авиационную техническую литературу на немецком языке, а также, владея латынью, читать со словарем и на некоторых других европейских языках — французском, английском, итальянском и ряде других. Все это в какой-то мере повлияло на успехи Павла Сухого в его инженерной и административной деятельности. Помогали ему переводить техническую литературу и его жена Софья (с французского языка) и дочь Ирина (с французского и английского языков).

Читайте также:  Аллергический

Первой работой начинающего авиаконструктора стал истребитель И-4, а затем цельнометаллический истребитель И-14 и ряд других проектов. В 1932 году Павла Сухого назначают ответственным руководителем по проектированию и постройке машины РД («рекорд дальности» — АНТ-25). В 1934 году на этом самолете удалось установить мировой рекорд продолжительности и дальности полета по замкнутому маршруту. В 1937 году экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова успешно выполняют ставшие легендарными перелеты через Северный полюс в США. А в 1938 году на самолете ДБ-2Б «Родина», проектированием и постройкой которого руководил Павел Осипович, экипаж в составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой сумел осуществить рекордный перелет на дальность.

В 1938-1939 годах Павел Сухой принимает участие в конкурсе на разработку ближнего бомбардировщика «Иванов» и одерживает в нем победу. С этой победой ему представляется уникальный шанс организации собственного КБ. Первенцем его конструкторского бюро стал легкий бомбардировщик Су-2 («Сухой-2»). Машина успешно прошла испытания и строилась серийно. Самолет принял участие в Великой Отечественной войне, он использовался в качестве ближнего бомбардировщика и штурмовика. Экипажи более 900 самолетов Су-2 героически сражались с врагом в небе Белоруссии, Бессарабии на начальном этапе войны, а также у стен Сталинграда. При этом работы по проектированию более совершенных боевых самолетов активно шли и в трудные военные годы. В 1943 году за разработку опытного бронированного штурмовика Су-6 конструктор был награжден Сталинской премией I степени.

В 1945 году ОКБ Сухого работает над опытным реактивным истребителем Су-9, начинается эра реактивной авиации, в которой талант Павла Осиповича Сухого разворачивается на полную силу, сверкая всеми своими гранями. До 1949 года создаются новые самолеты Су-9, Су-11, Су-15 и Су-17, на которых в тесном сотрудничестве с авиационной наукой и, в первую очередь, с ЦАГИ удается отработать многие новые решения, ведутся работы по увеличению скорости полета. К тому времени уже полностью сложился костяк творческого коллектива ОКБ Сухого. Но несмотря на этот факт, в 1949 году советское правительство решило изменить приоритеты, расформировав опытное конструкторское бюро Сухого. В этот период Сухой работает заместителем Андрея Туполева. Под его руководством была спроектирована модификация самолета Ту-2 — УТБ.

Стоит отметить, что во всех своих работах, которые относятся к периоду с 1925 по 1953 годы, можно легко проследить незаурядность творческих замыслов, обоснованный технический риск и уникальность воплощения на практике. В актив Павла Сухого, как конструктора, а также его сподвижников и коллектива конструкторского бюро можно занести с пометкой «сделано впервые» убирающееся в полете шасси, топливные баки-отсеки крыла, гладкую металлическую обшивку, бустер в системе управления, катапультируемое кресло летчика, тормозной парашют, систему спасения экипажа самолета в отделяемой кабине и многое другое.

В мае 1953 года в советском правительстве признали ошибку и вновь назначают Павла Сухого во главе своего собственного КБ. Он был назначен руководителем КБ-1, коллектив которого еще с середины 1952 года занимался изучением истребителя «Сейбер» американского производства. Отдельные результаты, полученные при изучении американской машины, были использованы Сухим и его КБ в дальнейших работах.

В октябре 1953 года Павел Сухой получил в свое распоряжение производственный коллектив, представляющий завод №51. На этом же этапе был свернут план работ по истребителю «Сейбер», но в свою очередь широко развернуты работы по созданию новых самолетов. На этом этапе Павел Осипович проявил лучшие свои качества, подтвердив реноме отличного творца и организатора, если данные понятия вообще стоит разделять. Конструктору удалось в очень короткие сроки сплотить новые для него коллективы производственников и проектировщиков, создавая при этом выдающиеся по летно-техническим характеристикам машины.

К примеру, самолет С-1 поднялся в небо в сентябре 1955 года, то есть примерно через два года после инициации работ над этим проектом. Еще через полгода в небо поднялся самолет Т-3. В дальнейшем под непосредственным руководством знаменитого авиаконструктора было спроектировано несколько типов самолетов с большим количеством модификаций, каждая из которых могла называться прорывом в советской и мировой авиации.

Руководить людьми — значит предвидеть будущее. Этим качество или даже можно сказать даром Павел Сухой обладал в полной мере, этот дар базировался на огромном его опыте и интуиции. Подтверждением данного дара является то, что ему удавалось выбирать оптимальные параметры для всех своих серийных самолетов, обеспечивая им очень долгую — до 30 лет и более «жизнь» в небе; также подтверждением этому является создание стратегического бомбардировщика Т-4, возможность разработки которого на тот момент отрицали все авторитетные специалисты отрасли; инициативная разработка самолета-штурмовика Су-25, которая стала процессом возрождения в нашей стране штурмовой авиации на базе самых передовых на тот момент времени технологий; выбор размерности самолета Т-10, использование неустойчивости в продольном канале и интегральной компоновки — решения, которые во многом определили успех всех самолетов семейства Су-27.

Читайте также:  Трахеидный кашель: чем лечить, симптомы у ребенка, у взрослого

Конкурировать с советскими и иностранными самолетостроительными фирмами помогали технические решения, многие из которых были впервые реализованы на практике:

— на самолетах Су-7 и Су-9 была внедрена система необратимого бустерного управления без перехода на «ручное», появилась система автоматического регулирования воздухозаборников, применен целиком подвижный стабилизатор, все это в комплексе позволило преодолеть звуковой барьер и обеспечить самолетам скорость полета, которая в два раза превысила скорость звука.
— на самолете Су-17 было внедрено крыло изменяемой стреловидности, что значительно повысило ЛТХ данной боевой машины.
— на самолете Су-24 в прицельно-навигационном комплексе была применена цифровая вычислительная машина, реализован режим полета на низкой высоте с облетом препятствий, что увеличило боевую эффективность всего авиационного комплекса.
— на самолете Су-25 был внедрен комплекс боевой живучести, который включал в себя полностью бронированную кабину пилота, использование пористого заполнителя топливных баков и некоторые другие мероприятия, которые обеспечивали значительное снижение потерь штурмовиков и летчиков в реальных условиях боевых действий.
— на самолете Т-4 широко использовались титановые и высокопрочные стальные сплавы, специально разработанные для этого самолета, а также сварные конструкции, была внедрена система электродистанционного управления, была установлена высокотемпературная гидросистема с номинальным рабочим давлением 280 атмосфер, имелись многокамерные рулевые приводы большой мощности с раздельными распределительными и исполнительными устройствами.

Освоенные в процессе разработки и испытаний технологии стали основой для создания самолетов следующего поколения.

Большое внимание знаменитый авиаконструктор уделял вопросу развития лабораторно-стендовой базы предприятия, создавать которую начали еще в 1954 году со строительства полноразмерного стенда гидромеханической системы управления. При этом все новшества проходили отработку и испытания в лабораторных условиях на полунатурных стендах, а также на летающих лабораториях. При этом объем предварительных испытаний и проверок должен был свести к минимуму технологический риск внедрения новейших технологий. Данный подход отражался в работе всего КБ Сухого, где в каждом отделе существовал свой научно-исследовательский комплекс соответствующей направленности.

Павел Сухой жил и работал в Москве, где и скончался 15 сентября 1975 года. Был похоронен на Новодевичьем кладбище. Память знаменитого конструктора была увековечена в России и в Белоруссии. В Гомеле были установлены бюст героя и мемориальная доска на здании бывшей гимназии, в которой он учился. Также мемориальная доска появилась в российской столице на доме, в котором он жил, а также на здании МГТУ имени Баумана. Помимо этого, именем Павла Сухого были названы Гомельский государственный технический университет (ГГТУ), улицы в Гомеле и Москве. А в 1985 году в школе №1 города Глубокое был открыт музей Павла Осиповича Сухого.

По материалам из открытых источников

Сухой (компания)

▲ 47,8 млрд руб. (2011 год)

▲ 7 млрд руб. (2011 год)

▲ 5,2 млрд руб. (2011 год) [1]

ОАО «Компания „Сухой“», ранее ГУП «АВПК „Сухой“» — ведущая российская компания, занимающаяся разработкой, производством, маркетингом, обучением лётного персонала, послепродажным обслуживанием, включая поставку запасных частей и оборудования боевых и гражданских самолетов марки «Су» и «Бе». Полное наименование — Открытое акционерное общество «Авиационная холдинговая компания „Сухой“» (бывший завод № 51). Компания носит имя одного из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации авиаконструктора Павла Осиповича Сухого.

Содержание

Собственники и руководство

Генеральный директор — Игорь Озар (с 30 июня 2011 года) [3] .

Состав холдинга «Сухой»

Головной компанией холдинга является ОАО «Компания „Сухой“», которой принадлежат [4] :

Деятельность

Компания является крупнейшим российским авиационным холдингом. В состав холдинга входят конструкторские бюро и серийные самолётостроительные заводы, что обеспечивает выполнение полного цикла работ в авиастроении — от проектирования до производства и послепродажного обслуживания авиационной продукции. Основными задачами компании являются обеспечение современной авиационной техникой ВВС России, увеличение доли своей продукции на внутреннем и внешнем рынках военной и гражданской авиации за счет перспективных разработок и диверсификации своей продукции.

Продукция холдинга, боевые самолёты марки «Су», составляют основу фронтовой авиации России и тактической авиации многих стран мира. Некоторые фигуры высшего пилотажа типа: «Кобра Пугачёва», «Хук», «Кульбит» были впервые выполнены на самолетах марки «Су».

Читайте также:  Мокрый кашель у детей: чем лечить? Если не проходит?

Компания занимает 3-е место в мире по объемам производства современных истребителей (по состоянию 2006 год). В настоящее время компанией реализуются перспективные программы в области как военного, так и гражданского авиастроения. В области гражданского авиастроения реализуется программа создания семейства российских региональных самолетов Sukhoi Superjet 100.

Техника марки «Су» принята на вооружение в 30 странах мира. Боевые самолеты марки «Су» поставлялись в Азербайджан, Индию, Китай, Ирак, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Германию, Сирию, Алжир, КНДР, Вьетнам, Афганистан, Йемен, Египет, Ливию, Иран, Перу, Анголу, Эфиопию. Всего по экспортным контрактам в зарубежные страны поставлено более 2 тысяч самолетов «Су». На сегодняшний день приоритетными региональными рынками для самолетов «Сухого» являются Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии.

Основными перспективными проектами компании на середину 2008 года являются [5] :

  • производство истребителя поколения 4++ Су-35БМ
  • производство фронтового бомбардировщика Су-34
  • разработка истребителя 5 поколения ПАК ФА
  • производство гражданского ближнемагистрального авиалайнера Sukhoi Superjet 100

Санкции Госдепартамента США

В августе 2006 Государственный департамент США ввёл санкции против российских государственных компаний «Рособоронэкспорт» и «Сухой». Их обвиняют в нарушении закона «О нераспространении в отношении Ирана» от 2000 года, которым запрещается сотрудничество с Ираном в сфере распространения оружия массового поражения. Введёнными санкциями запрещается американским государственным органам покупать или продавать какие-либо товары, пользоваться или оказывать услуги этим компаниям. В конце июля 2006 «Рособоронэкспорт» заключил контракт на модернизацию 30 фронтовых бомбардировщиков Су-24 ВВС Ирана, которые теоретически могут быть носителями тактического ядерного оружия. Контракт будет исполнять компания «Сухой».

Показатели деятельности

Общая численность персонала — около 31 тыс. человек. Выручка компании в 2008 году — 38,77 млрд руб. (рост 15,5 %, в 2007 году — 33,574 млрд руб.). Чистый убыток за 2008 — 1,585 млрд руб. (в 2007 году чистая прибыль — 3,125 млрд руб.). [6]

В период с 2008 по 2015 год компания «Сухой» занимает первое место в мире по экспорту новых истребителей по количеству заказанных самолётов (280 единиц). В денежном выражении компания в этом периоде занимает третье место с показателем $12,73 млрд., уступая «Локхид Мартин» ($15,65 млрд.) и «Боингу» ($13,3 млрд.). [7]

«Сухой» занимает 15,2% в денежном и 19,9% в количественом выражении мирового экспорта новых многофункциональных истребителей с 2012 по 2015 год. Планируется поставить 109 новых истребителей «Су» в 2012-2015 гг. на общую сумму $5,45 млрд. В денежном выражении компания «Сухой» занимает третье место, уступая «Локхид Мартин» ($9,13 млрд.) и консорциуму «Еврофайтер» ($15,91 млрд.). [8]

Павел Сухой: опережая время

22 июля исполнилось 124 года со дня рождения Павла Осиповича Сухого – выдающегося авиаконструктора, одного из основателей отечественной реактивной и сверхзвуковой авиации. Всего под руководством Сухого было разработано около 50 моделей самолетов, многие из которых произвели настоящую революцию в мировом авиастроении.

Самолеты марки «Су» не раз становились мировыми рекордсменами. Истребители, штурмовики Сухого находятся на вооружении во многих странах мира. Их создатель был всегда нацелен на будущее, создавая машины, опережающие свое время. Во многом это и стало залогом успеха КБ Сухого на долгие годы вперед.

Рождение мечты

Павел Осипович Сухой родился 22 июля 1895 года в небольшом селе Глубокое Виленской губернии Российской империи. Сегодня об этом напоминает установленный на въезде в Глубокое истребитель-бомбардировщик Су-17.

В 1905 году Павел Сухой поступает в Гомельскую мужскую гимназию, а позже заканчивает ее с серебряной медалью.

Именно в эти годы гимназист Павел становится свидетелем удивительного для того времени события, которое предопределяет весь его жизненный путь. Как-то раз, возвращаясь из гимназии, он впервые в небе увидел самолет. «Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами…», – позже описывал свои ощущения от первого знакомства с авиацией Павел Осипович. С этого момента гимназист Павел принялся конструировать свои первые модели самолетов на чердаке дома.

В тот день над Гомелем пролетал Сергей Уточкин – один из пионеров русской авиации. К 1910 году авиационная тема быстрыми темпами набирала обороты, интерес в обществе к воздушным полетам «взлетал» с огромной скоростью. Показательные полеты первых летчиков проходили в различных уголках страны. Кстати, полеты Уточкина оказали такое впечатление не только на Сухого. Они стали отправной точкой в судьбе и других знаковых представителей отечественной авиации, таких как Королев, Поликарпов, Нестеров.

Читайте также:  Кашель после еды: причина и лечение

Первые шаги в профессии

В России в начале прошлого века изучать теорию воздухоплавания возможно было только в Москве – в Императорском высшем техническом училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана). Именно здесь решает продолжить свое обучение будущий авиаконструктор.

Однако Первая мировая война вносит свои коррективы: вскоре студента Павла Сухого мобилизовали в армию. Учеба была прервана на целых шесть лет, но в 25-летнем возрасте он возвращается в училище и в 1925 году получает заветный диплом инженера. Кстати, руководителем его дипломного проекта был сам Андрей Туполев. Он одним из первых отметил неординарное мышление и особый талант молодого инженера и пригласил 30-летнего Павла Сухого на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).

Здесь за короткий срок он вырос от инженера-конструктора до заместителя начальника бригады. На этой должности, будучи правой рукой Путилова, Сухой занимался созданием первого советского цельнометаллического истребителя АНТ-5 (И-4). В 1930 году Павел Сухой стал начальником бригады, а позже ведущим конструктором по проектированию самолета АНТ-25, на котором через несколько лет экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова совершили легендарные перелеты через Северный полюс в Америку.

Два рождения КБ Сухого

В 1936 году в стране был объявлен конкурс на создание бомбардировщика под условным наименованием «Иванов». Проект Сухого стал победителем и был запущен в серийное производство, а Павла Осиповича назначили главным конструктором и поручили создание собственного конструкторского бюро. Это произошло 29 июля 1939 года.

Итогом разработки «Иванова» стало появление первого самолета с инициалами «Су» – бомбардировщика Су-2. Почти 900 таких самолетов героически сражались в воздушных боях на начальном этапе Великой Отечественной. Во время войны КБ Сухого не приостанавливало работу над новыми боевыми машинами. Так, в 1943 году за разработку штурмовика Су-6 Павла Осиповича наградили Сталинской премией первой степени.

Несмотря на это, в 1949 году конструкторское бюро Сухого было расформировано. Павел Сухой стал заместителем Андрея Туполева. Он занимался внедрением в серию самолета Ту-14, а затем летными испытаниями. Возродить КБ Сухого помог трофейный американский реактивный истребитель «Сейбр», который попал к советским военным во время войны в Корее. Для изучения трофея в 1952 году было организовано КБ-1, которое в мае 1953 года возглавил Павел Осипович.

Второе рождение КБ Сухого совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации. В 1955 году поднялся в небо первый самолет возрожденного КБ – реактивный истребитель Су-7. Именно эта машина на долгие годы определила облик отечественной военной авиации, была также принята на вооружение девятью странами мира.

Павел Сухой инициировал разработку сразу двух направлений новых машин – со стреловидным крылом, получившим кодовое наименование «С» (в серии Су-7), и с треугольным с обозначением «Т» (в серии Су-9). Оба проекта были успешно реализованы. Развитием Су-7 стало создание в середине 1960-х годов первого отечественного самолета с крылом изменяемой стреловидности Су-17. Идея применения такого крыла позволила значительно увеличить боевую эффективность исходного самолета.

В 1970 году первый полет совершил бомбардировщик Т-6 (в серии Су-24) – всепогодный самолет с крылом изменяемой стреловидности и с первой цифровой вычислительной машиной на борту. Этот самолет до сих пор, то есть спустя 26 лет со времени прекращения выпуска, успешно эксплуатируется ВКС России.

Безграничный потенциал

Один из ярких примеров высокого потенциала ОКБ – это высокоманевренный истребитель Су-27 . Взлетев в 1977 году, этот самолет по праву признан одним из главных символов отечественной авиации.

«Двадцать седьмой» объединил в себя все самые передовые разработки своего времени, обеспечив тем самым грандиозный потенциал для модернизации на годы вперед. Создан ряд модификаций Су-27, а также новые самолеты на его базе: палубный Су-33, истребитель-бомбардировщик Су-34, многофункциональные истребители четвертого поколения Су-30СМ и Су-35. Можно сказать, что «двадцать седьмой» заложил основы для создания первого российского истребителя пятого поколения Су-57.

Силуэт Су-27, его сверхманевренные особенности были особо оценены специалистами всего мира. «Никогда не забуду первый демонстрационный полет Су-27 в Париже. Виктор Пугачев делал вираж на Су-27 в 360 градусов за 10 секунд, средняя скорость на вираже – 36 градусов/с. А мы тогда лишь надеялись, что наш истребитель следующего поколения сможет достигнуть 25 градусов/с», – вспоминал летчик британских ВВС Джон Фарлайт.

К сожалению, сам Павел Осипович не застал триумфальную иностранную премьеру Су-27 на Ле-Бурже. Выдающийся конструктор скончался в сентябре 1975 года на 81-м году жизни. Но созданная им научная школа проектирования смогла обеспечить стабильную деятельность и развитие коллектива на многие годы вперед. «Путь к сегодняшнему мировому триумфу семейства самолетов нашего КБ был непрост и нелегок. Но такой несомненный успех, всемирное признание заслуг ОКБ закономерны, в каждой новой машине, сконструированной коллективом, неизменно присутствует стиль, дух и незаурядный инженерный ум Павла Осиповича, сумевшего подготовить и воспитать не одно поколение талантливых конструкторов, летчиков-испытателей, производственников, способных удерживать отечественную авиацию на самом высоком современном уровне», – отмечал генконструктор ОКБ Сухого Михаил Симонов.

Читайте также:  Мокрота с кровью при кашле: причины. У взрослых и детей

За свою историю коллективом ОКБ создано более 100 типов самолетов и их модификаций. Общее число серийно выпущенных самолетов превысило 12 тыс. единиц. Более 2500 машин экспортировано в 42 страны мира. На самолетах марки «Су» установлено около 70 мировых рекордов.

События, связанные с этим

Пять поколений «Сухого»

«Вечные двигатели» и их создатели. Владимир Климов

Значение слова «сухой»

1. Не мокрый, не сырой. Сухие дрова. Сухой порох. Сухое сено.[Крыльцов], сняв мокрый полушубок и завернувшись в сухой плед, лежал на своем месте. Л. Толстой, Воскресение. Рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. На любую клавишу отзовутся тончайшим резонансом сухие стропила, двери и старушка люстра. Паустовский, Повесть о лесах. || Не наполненный водой, без воды, влаги. Сухое русло. Сухие глаза (без слез). □ Древние старцы сидели на кромках сухого канала, как бы ожидая появления воды. Павленко, Труженики мира.

2. Лишенный влажности, сырости или имеющий очень незначительную влажность, сырость. Сухая комната. Сухой воздух. Сухой ветер.Высоко стоит обжигающее солнце, и сухим жаром пышет ему навстречу горячая, знойно раскинувшаяся степь. Серафимович, Колечко. || С небольшим количеством дождя, осадков или без них. Сухой климат. Сухое лето.Весь урожай у нас исключительно зависит от влаги: сухой год — нет хлеба, сырой — изобилие. Гарин-Михайловский, Несколько лет в деревне. || С небольшим количеством почвенной влаги. Сухая степь. Сухая местность.

3. Лишенный необходимой влаги, пересохший. [Губы] высохли, и во рту не хватало влаги. — Она молчала, проводя по губам сухим языком. М. Горький, Мать. Сухая, рассеченная трещинками земля, листья деревьев, измученная июльским зноем трава — жадно впитывали крупные теплые капли. Диковский, Патриоты. || Лишившийся свежести, сочности, мягкости, ставший жестковатым, черствым. Сухой хлеб.Мясо старых журавлей всегда сухо и довольно черство, но имеет весьма приятный вкус и запах дичины. С. Аксаков, Записки ружейного охотника. Мухоедов выпил рюмку, пожевал сухую корочку хлеба, круто посыпанную солью. Мамин-Сибиряк, Сестры. || Лишенный питательных соков, засохший, омертвевший (о растениях). Дерево с сухой вершиной. Сухая ветка.Часть людей принимается собирать топливо — почти всегда сухие стебли прошлогодней кукурузы. Гаршин, Из воспоминаний рядового Иванова. Акация еще не пожелтела, но листва была блеклой и сухой. Федин, Необыкновенное лето.

4. только полн. ф. Приготовленный впрок высушиванием; сушеный. Сухая малина. Сухие овощи. Сухой картофель. || Приготовленный в виде порошка или концентрата. Сухой бульон. Сухое молоко. Сухая горчица.

5. только полн. ф. Спец. Действующий или производимый при отсутствии влаги, жидкости. Сухой гальванический элемент. Сухое прессование. Сухие методы кладки.

6. обычно полн. ф. Мед. Протекающий при отсутствии влаги, без жидких выделений. Сухой кашель. Сухой плеврит. Сухая гангрена.

7. Разг. С атрофированными мышцами, плохо действующий (о конечностях). Сухая нога. Сухая рука.

8. Плохо питаемый из-за недостаточности выделений сальных желез. Сухая кожа. Сухие волосы.

9. Худощавый, с мышцами, лишенными лишнего жира (о человеке, его теле, конечностях и т. п.). — И черт их принес! — думал он в то время, как Тихон накрывал ночною рубашкой его сухое, старческое тело, обросшее на груди седыми волосами. Л. Толстой, Война и мир. Волосы Маркелов имел курчавые, — впалые щеки, втянутый живот и жилистые руки. Весь он был жилистый, сухой. Тургенев, Новь.

10. перен. Лишенный душевной теплоты, отзывчивости, неспособный к проявлению чувств; бездушный. [Кудряшев:] Я слышал, что это человек сухой, черствый, жестокий. Что со своим огромным состоянием он не делает добра. Что на его фабриках и заводах люди — рабочий скот. Гаршин, Два отрывка из неоконченной драмы. — Он как-то сух, хотя добр и даже, пожалуй, нежен иногда. М. Горький, Мать. || Свидетельствующий об отсутствии душевной теплоты, способности к проявлению чувства. Сухая деловитость.— В нашем обществе нет таких увлечений, а только одно сухое благоразумие. Достоевский, Униженные и оскорбленные. Писать нравоучительные рассказы нелегко. Тут можно впасть в сухую назидательность, в тот наставительный тон, который подрывает доверие читателя. Маршак, Письмо Толе Кузнецову, 23 июня 1948. || Намеренно сдержанный, холодный; неприветливый, неласковый. Генерал встретил ее все так же любезно, но лишь только она спросила о Леоне, сделался сух, официален. Соколов, Искры. || Выражающий намеренную сдержанность, холодность. Сухой тон. Сухое обращение.Я плакал над твоим рассчитанно-суровым, Коротким и сухим письмом; Ни лаской дружеской, ни откровенным словом Ты сердца не порадовала в нем. Н. Некрасов, Так это шутка? Милая моя.

Читайте также:  Влажный

11. перен. Без выразительных, эмоциональных подробностей, скупой и лаконичный. Все эти лекции состояли из самого сухого перечня картин и имен художников. Крамской, Письмо В. В. Стасову, 15 марта 1874. — Это не сухой канцелярский доклад, а замечательное литературное произведение. Скиталец, Этапы. || Относящийся к области рассудка, расчета, не затрагивающий чувства, слишком рационалистический. — Я думаю, что служба — занятие сухое, в котором не участвует душа. И. Гончаров, Обыкновенная история. Аркадий Иванович за эти дни приналег на занятия и сделал, — как он любил выражаться, — скачок: начал проходить алгебру — предмет в высшей степени сухой. А. Н. Толстой, Детство Никиты.

12. Лишенный звучности, мягкости, сочности (о звуках). Сухой шорох. Сухой треск.Мне хотелось — слышать по вечерам сухое стрекотание кузнечиков. Куприн, Сентиментальный роман. Над головами посвистывали пули. Японцев не было видно, и только короткие, сухие звуки выстрелов указывали их расположение. Степанов, Порт-Артур.

13. Спорт. Такой, при котором проигравший партию не набрал ни одного очка (о счете в игре). Сухой счет. || в знач. сущ. суха́я, –о́й, ж. Проигранная партия с таким счетом. Сделать сухую кому-л.

Жизнь и судьба Павла Сухого

Один из выдающихся авиаконструкторов, основоположник реактивной и сверхзвуковой авиации – Павел Осипович Сухой – родился в небольшом белорусском городке Глубокое Виленской губернии (ныне Витебская область)

Павел Сухой родился 10 июля 1895 года в селе Глубоком Виленской губернии, в 1914 году окончил с серебряной медалью гомельскую гимназию и поступил на математический факультет университета, но через год он покидает университет и становится студентом Императорского высшего технического училища (ИВТУ).

В ИВТУ уже действовал кружок воздухоплавания, организованный профессором Николаем Жуковским, и Сухой строит там свои первые планеры, модели самолетов, принимает участие в проектировании аэродинамической трубы.

Но идет война, и Сухого призывают на военную службу, отправив на Западный фронт.

В Москву Павел Сухой вернулся после заключения Брестского мира. Высшее училище было закрыто, и он отправился на Родину, где нашел место учителя математики в городе Лукинец, недалеко от Бреста.

В 1920 году, когда возобновились занятия в вузах, Павел вернулся в Москву. Там в 1923 году он женился на учительнице французского языка Софье Тенчинской, своей землячке, с которой случайно встретился на улицах Москвы.

С 1924 года, продолжая учиться в Высшем техническом училище, он поступает на работу в ЦАГИ чертежником в ЭАО – экспериментальный аэродинамический отдел. В марте 1925 года Павел Сухой под руководством А. Н. Туполева защитил дипломный проект «Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил».

После чего Андрей Туполев приглашает молодого инженера Павла Сухого на работу в АГОС (Авиация. Гидроавиация. Опытное Строительство), – Конструкторский отдел Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) в Москве. И Сухой соглашается на это предложение Туполева.

В ЦАГИ того времени разворачивается бурная деятельность в связи с разработкой первых в Советском Союзе цельнометаллических самолетов. Опыт, накопленный авиационным отделом при проектировании аэросаней, глиссера и элементов самолетных конструкций, позволил команде Туполева создать свой первый цельнометаллический самолет АНТ-2, поднявшийся в воздух в мае 1924 года.

Работая в АГОСе и на заводе № 156 первоначально инженером-конструктором, после — начальником бригады, Павел Сухой становится Заместителем главного конструктора. В этот период Сухим под общим руководством Туполева созданы истребители И-4, И-14, рекордные самолёты АНТ-25 (боевой вариант ДБ-1) и АНТ-37бис «Родина» (ДБ-2).

Сухой становится и разработчиком боевого многоцелевого самолёта «ближний бомбардировщик» Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.

Ближний бомбардировщик Су-2 являлся «секретным изделием», и его силуэт не был знаком даже советским летчикам. Поздняя модификация самолета с другим двигателем выпускалась под названием Су-4. Ближние бомбардировщики Су-2 и Су-4 принимали участие в приграничных оборонительных сражениях лета и осени 1941 года, при обороне Киева и Москвы, в сражении за Сталинград осенью 1941 — зимой 1942 годов, в сражении на Курской дуге летом 1943 года и других боевых операциях.

Читайте также:  Мокрый сильный кашель у ребенка без температуры - чем лечить: лучшее средство от мокрого кашля для детей

В 1939 году Сухой назначается главным конструктором и директором опытного завода. В 1942—1943 под его руководством создан бронированный штурмовик Су-6, и уже в 1943 успешно проходят государственные испытания этого двухместного штурмовика.

Уже в послевоенные годы, вновь вернувшись в КБ Туполева, Сухой создаёт первые образцы реактивных истребителей, делает пионерские работы в области реактивной авиации.

В 1953 Сухой вновь формирует своё Конструкторское бюро и становится его генеральным конструктором.

В этот период под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла и другие самолёты.

В 1972 году (задолго до руководителей других авиационных КБ) Павел Осипович обратился в ВЦ АН СССР с просьбой о содействии в автоматизации процесса проектирования своих изделий. В ответ на его обращение была создана группа исследователей и программистов, сумевшая за несколько лет разработать и внедрить первую очередь соответствующей САПР.

Под руководством П. О. Сухого разработано более 50 конструкций самолётов, заложены основы отечественного реактивного авиастроения. Идеи и решения Павла Сухого реализуются в новейших образцах российской авиации.

Умер Павел Осипович Сухой в Москве 15 сентября 1975 года.

Факты из биографии Павла Осиповича Сухого

У своих родителей Павел Сухой был единственным сыном, зато у него было пять сестер.

Павел Сухой вспоминал, что увлечение авиацией для него началось в гимназические годы, после того, как он увидел полет Сергея Уточкина. А желание стать авиаконструктором возникло вскоре после прочтения статей Николая Жуковского.

Павел Сухой владел английским, французским и немецким языками, а также латынью, которую изучил в гимназии. Позднее он часто удивлял врачей своим знанием латыни.

С 1966 года Павел Сухой участвовал в программе создания искусственного сердца.

В 1959 году В. С. Ильюшин на модифицированном Су-9 (Т-431) установил мировой рекорд высоты – 28 857 м, а в 1962 году – абсолютный мировой рекорд высоты установившегося горизонтального полета, равный 21 270 м. В 1960 году Б. М. Адриановым на Су-9 (Т-405) был установлен абсолютный мировой рекорд скорости на 100-км замкнутом маршруте, равный 2092 км/ч. На том же самолете в 1962 г. А. А. Кознов установил мировой рекорд скорости на 500-км замкнутом маршруте – 2337 км/ч.

Павел Сухой был дважды Героем Социалистического Труда (1957, 1965), лауреатом Ленинской, Сталинской и Государственной премий.

Сухой (ОКБ) – история бренда

ПАО «Компания „Сухой“», ранее ГУП «АВПК „Сухой“» — российская компания, занимающаяся разработкой, производством, маркетингом, обучением лётного персонала, послепродажным обслуживанием, включая поставку запасных частей и оборудования боевых и гражданских самолетов марки «Су» и «Бе». Полное наименование — Публичное акционерное общество «Авиационная холдинговая компания „Сухой“» (бывший завод № 51). Компания носит имя одного из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации авиаконструктора Павла Осиповича Сухого.

Берёт своё начало с бригады № 4 АГОС ЦАГИ, которую в октябре 1930 г. возглавил П. О. Сухой. Именно с этого момента начинается формирование конструкторского коллектива будущего КБ.

В последующие девять лет этим коллективом созданы:
– истребители: серийные — И-4, И-14, опытные — И-8, ДИП;
– рекордный самолёт РД, на котором экипажи В. П. Чкалова и М. М. Громова совершили ряд выдающихся перелётов, а экипаж М. М. Громова установил абсолютный мировой рекорд дальности полёта по прямой — 10148 км, преодолев это расстояние за 62 часа 17 мин;
– дальний бомбардировщик ДБ-2, на доработанном варианте этого самолёта — «Родина» женский экипаж В. С. Гризодубовой совершил беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток;
– многоцелевой самолёт ББ-1 (с 1940 года — Су-2), который первым из «семейства Сухих» строился большой серией (910 самолётов) и в вариантах ближнего бомбардировщика и артиллерийского разведчика-корректировщика принимал активное участие в Великой Отечественной войне.

Днём рождения КБ П. О. Сухого является 29 июля 1939 г. — дата выхода постановления Правительства, по которому бригада конструкторского бюро Московского завода № 156 для внедрения ББ-1 в серию, возглавляемая Павлом Осиповичем Сухим, была в полном составе переведена из Москвы в Харьков на серийный завод № 135, осваивавший выпуск самолётов Су-2. П. О. Сухой был назначен главным конструктором завода. Затем перевод в Подлипки на завод № 289, эвакуация в Пермь и, по возвращении, новое место работы — территория завода № 464 в Тушино.

Читайте также:  Першит в горле и кашель: причины, чем и как лечить

В предвоенные годы и первые годы Великой Отечественной войны коллектив обеспечивает серийный выпуск самолётов Су-2, в период с 1940 по 1942 г. их было выпущено 893 экз. Они успешно сражались на фронтах Великой Отечественной войны.

Дальнейшая деятельность коллектива направлена на создание:
– модификаций самолёта Су-2;
– опытного бронированного штурмовика Су-6 в одноместном и двухместном вариантах, за который в 1943 году, П. О. Сухой был удостоен Сталинской премии I степени;
– опытного пушечного истребителя Су-1 (Су-3);
– опытного дальнего двухместного бронированного штурмовика Су-8;
– экспериментальных истребителей Су-5 и Су-7 (1944) с комбинированными силовыми установками.

Начиная с 1945 года, ОКБ ведёт разработку и постройку:
– реактивных истребителей Су-9, Су-11, Су-13, Су-15, Су-17 (первых с этими названиями);
– реактивного бомбардировщика Су-10;
– двухмоторного поршневого разведчика-корректировщика Су-12.

На базе бомбардировщика Ту-2 создаётся и запускается в серийное производство учебно-тренировочный бомбардировщик УТБ-2, кроме того, ведётся проектирование пассажирских и десантно-грузовых самолётов, реактивного штурмовика Су-14 и ряда других самолётов.

14 ноября 1949 года решением правительства ОКБ было ликвидировано. Одной из причин ликвидации КБ была авария самолёта Су-15 (1949).

За период с 1939 по 1949 г. в КБ, руководимом П. О. Сухим, были разработаны, изготовлены и испытаны более полутора десятков самолётов, обладавших отличными лётно-техническими характеристиками. Ни один из этих самолётов, кроме самолёта Су-2, не производился серийно.

Причины этого — в сложных условиях военного времени, в недоведённости двигателей, турбокомпрессоров. Неясно, почему, в чьих интересах было принято решение о расформировании коллектива, вступившего, по существу, в этап освоения сверхзвуковых скоростей полёта, решение, приведшее, как показали дальнейшие события, к задержке развития отечественной сверхзвуковой авиации на несколько лет.

В мае 1953 КБ было восстановлено, П. О. Сухой был назначен главным конструктором ОКБ-1, сформированного в 1952 г. с целью определения возможности использования конструктивно-технологических решений, применённых на американском самолёте «Сейбр». В ноябре 1953 г. в качестве производственной базы ему был определён завод № 51, переименованный в 1965 г. в ММЗ “Кулон”.

«Второе рождение» ОКБ по времени совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации. Поэтому основными направлениями в работе конструкторского коллектива на начальном этапе стали сверхзвуковые истребители С-1 и Т-3. В то время в ЦАГИ не могли определиться крыло какого вида в плане лучше для реактивных самолётов — треугольное или стреловидное. Так в ОКБ Сухого решили развивать оба варианта, присвоив изделиям шифры Т — треугольное крыло, С — стреловидное. На базе С-1 создаётся семейство истребителей-бомбардировщиков Су-7, Су-17 и более 20 их модификаций, причём, Су-17 стал первым в СССР самолётом с крылом изменяемой стреловидности. Опытный Т-3 послужил основой для первого отечественного авиационного ракетного комплекса перехвата целей Су-9-51 и созданных позднее комплексов Су-11-8М и Су-15-98(М). В дальнейшем сохраняется принцип присвоения «заводских» шифров самолётам по форме крыла в плане (С-80 -> Су-80, Т-10 -> Су-27 и др.). Хотя чем дальше, тем больше этот принцип носит условный характер.

С 1962 года ведутся работы по созданию дальнего ударно-разведывательного комплекса Т-4, первый полёт опытной машины состоялся 22 августа 1972 года. Впервые в практике авиастроения на этом самолёте были внедрены: сварной планер из титана и высокопрочных сталей, электродистанционная система управления, высокотемпературная многократно резервированная гидравлическая система сверхвысокого давления, многоцилиндровые гидроприводы рулевых поверхностей, автомат тяги, регулируемый воздухозаборник смешанного сжатия, внутренние отсеки вооружения и многие другие оригинальные устройства и технологические решения. Этот самолёт, обогнавший в научно-техническом плане своё время более чем на 20 лет, постигла участь многих блестящих начинаний П. О. Сухого. Лётные испытания Т-4, начатые в августе 1972 г., проходили без серьёзных замечаний к материальной части. Были сняты все опасения, связанные с использованием электродистанционного управления и электрогидравлических рулевых приводов, подтвердили свою работоспособность основные системы самолёта. В октябре 1974 г. неожиданно для руководства и коллектива КБ работа по теме была прекращена. Через много лет выяснилось, что самолёт Т-4 составил серьёзную конкуренцию разработкам ОКБ А. Н. Туполева, что явилось причиной прекращения работы по этому самолёту и стало огромной потерей для отечественного авиастроения.

Читайте также:  Кашель после еды: причина и лечение

В 1969 году поднимается в воздух фронтовой бомбардировщик Су-24 с крылом изменяемой стреловидности, первый советский всепогодный ударный самолёт. Су-24 строился серийно, и имел несколько модификаций. В настоящее время находится на вооружении ВВС РФ и ряда других стран.

Кроме того, в 1969 году в ОКБ приступают к разработке истребителя четвёртого поколения, в конструкции которого были реализованы интегральная компоновка, аэродинамическая схема со статической неустойчивостью в продольном канале, система электродистанционного управления.

В конце 1960-х годов в КБ была начата разработка непрофильной для коллектива медико-технической темы. По просьбе Министра здравоохранения СССР Б. В. Петровского П. О. Сухим в КБ была создана группа, целью которой было оказание технической помощи медикам в создании искусственного сердца — пневмогидравлического насоса, способного временно заместить естественное сердце человека и поддержать его жизнедеятельность до того момента, когда появится возможность установить донорское сердце взамен искусственного.

В 1972 г. состоялись встречи П. О. Сухого с Б. В. Петровским и его заместителем Е. И. Чазовым, на которых были уточнены общие требования к разрабатываемым в КБ медико-техническим устройствам.

В 1974 г. в период пребывания президента США Р. Никсона в Москве проблема получила новый импульс, было заключено межгосударственное соглашение между СССР и США «О совместных исследованиях и разработке искусственного сердца». Приказом Минавиапрома ОКБ Сухого было определено головным исполнителем по разработке искусственного сердца с пневмоприводом. Работа велась под тематическим руководством директора Института трансплантации и искусственных органов Минздрава РСФСР профессора В. И. Шумакова — руководителя программы искусственного сердца в СССР.

Коллектив созданной в КБ лаборатории искусственного сердца вёл совместные работы со многими медицинскими центрами США, ФРГ, Польши, Болгарии, Чехословакии. Делегации этих стран неоднократно посещали лабораторию. В 1978 и 1979 гг. лабораторию посещал всемирно известный хирург Майкл Дебейки — руководитель программы искусственного сердца в США. Он высоко оценил уровень проведённых разработок.

Работы по проблеме искусственного сердца велись совместно с медиками США в течение 20 лет. За этот период были созданы опытные образцы искусственного сердца, успешно применявшиеся в медико-биологических экспериментах на животных. Ряд образцов в порядке обмена был передан в медицинские центры США и Чехословакии. В лаборатории была освоена уникальная технология изготовления образцов искусственного сердца из тромборезистентных (совместимых с кровью) материалов.

В 1975 году первый полёт выполняет бронированный штурмовик Су-25, предназначенный для поражения целей на поле боя. Су-25 — первый советский серийный реактивный штурмовик, имеет несколько модификаций и в настоящее время составляет основу армейской авиации РФ.

Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1975 г. ОКБ было переименовано в Московский машиностроительный завод имени П. О. Сухого.

В 1977 году прототип истребителя Су-27 совершает первый полёт. В последующие годы на базе Су-27 созданы: Су-27УБ, Су-30, Су-32, Су-33.

В 1984 на базе Су-25 была создана модификация для уничтожения танков и другой бронетехники (Су-25Т). После модернизации самолёт получил название Су-39. Но широкого распространения он не получил, так как время его появления пришлось на начало 90-х годов — он был довольно дорог.

В конце 1980-х годов в ОКБ им. Сухого осуществлён прорыв в область режимов сверхманёвренности — в область, которая до настоящего времени не освоена самолётами других фирм мира, за исключением самолётов РСК МиГ. Манёвры на режимах сверхманёвренности «кобра Пугачёва», «колокол», «хук» выполняют лётчики-испытатели на самолётах Су-27, Су-30, Су-33.

В середине 1990-х годов самолёты «Су» были оснащены двигателями с управляемым вектором тяги, что позволило существенно расширить область освоенных режимов сверхманёвренности, исключить проблемы сваливания и штопора и повысить престиж самолёта марки «Су» как наиболее безопасного и свободного от ряда серьёзных ограничений в манёвренном воздушном бою.

В настоящее время ЗАО «Гражданские самолёты Сухого», ведёт разработку семейства региональных самолётов Sukhoi Superjet 100; ОКБ Сухого разрабатывает гражданские самолёты совместно с ЗАО «ГСС» и занимается разработкой и модернизацией боевых самолётов: ПАК ФА — перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, истребители семейства Су-27 и Су-30, в частности Су-35, штурмовики семейства Су-25.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: